На родине святителя Тихона.
Марина Михайлова , Русская народная линия
24.08.2012
К написанию нового образа Задонского чудотворца …
Память 13/26 августа
Светлой памяти Татьяны Игнатьевны Григорьевой
От редакции. В нынешнем году петербургским иконописцем Ростиславом Гирвелем был создан новый образ святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Примечательно, что изограф не был знаком с прижизненными портретами святого (Владимир Невярович. История одного портрета. К иконографии святителя Тихона Задонского : см. портреты № 2, 3, 4), но созданный им лик оказался удивительно близок к ним. И главное, как свидетельствует один из монахов, насельников Задонского монастыря, созданная икона очевидно является духоносным ликом.
Ко дню памяти святителя копии иконы были переданы в часовню свт.Тихона Задонского на его малой родине - в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии и в ближайшую обитель - Святоозерский Богородицкий Иверский мужской монастырь.
Републикацию своего очерка «На родине святителя Тихона», написанного к 150-летию прославления святого, отмечавшегося в 2011 году, хотелось бы посвятить светлой памяти почившей этим летом Татьяны Игнатьевны Григорьевой († 18 июня 2012 года), чьи детские воспоминания о насельницах Тихоновского Короцкого монастыря были использованы в материале.
...Многим я обязана этому доброму, мудрому человеку. Не имея в своей семье примера верующей мамы или бабушки, я обрела его в лице Татьяны Игнатьевны.
Надо сказать, что люди, воспитанные в вере с рождения, заметно отличаются от нас, неофитов. Добродетели терпения, смирения, мирного духа, - то, о чем мы лишь рассуждаем, они являют воочию. Рассказы Татьяны Игнатьевны о сохранении веры в безбожные годы, ее молитвы и наставления, ее помощь всегда со мной. И сейчас звучит в душе ее ласковый, певучий голос...
Татьяна Игнатьевна, ее мама Устинья Григорьевна, о набожности и благочестии которой даже неверующие отзывались с уважением, и многие-многие другие русские женщины - незаметные труженицы из сонма «белых платочков», чьими молитвами, трудами и заботами по сей день живет Россия. Вечная им память! М.Михайлова, РНЛ
† † †
Разговор о святителе Тихоне Задонском, 150-летие первого и 20-летие второго обретения мощей которого чествовалось 13/26 августа сего года, хочется предварить изображением иконы этого русского святого, созданной известным исследователем и богословом Л.Успенским. Думается, этот образ, выполненный в древнерусском стиле и не похожий на привычные иконы святителя (часто несущие черты реалистической живописи) тонко передает глубинную суть личности, аскетичность облика, высокий молитвенный настрой чудотворца Задонского.
Почти за три столетия, минувшие с рождения в семье дьячка Савелия Кириллова младенца Тимофея, будущего святителя, в его родном селе Короцко (ныне Валдайский район Новгородской области), увы, мало что напоминает о нем. Правда, в последние годы почитание великого земляка возрождается, о чем расскажем чуть позже, а пока вспомним, кем был в недавней истории России знаменитый Воронежский епископ.
† † †
В дореволюционной России святитель Тихон, 275-летие со дня рождения которого Русская Православная Церковь чествовала в 2009 году, был одним из любимейших святых. Сам выходец из народа, он до конца дней не утратил с ним живой связи. Книги свт.Тихона, неоднократно переиздаваемые, становились настольным чтением тысяч людей. Притягательность творений епископа Воронежского для простого человека состояла в том, что он открывал каждому взаимосвязь сложнейших догматов веры с обыденной жизнью.
Народной памяти особенно дорог святитель Тихон своим нищелюбием, кротостью, незлобием. Но его жизнеописание открывает нам, ценой каких трудов и молитв стяжались эти добродетели. Ибо характер, данный будущему святому от природы, отличался чрезмерной горячностью.
...Сын бедного сельского дьяка Савелия, Тимофей Кириллов, рано познал тяготы, нужду, сиротство. Быть может, впечатления детской души отозвались в зрелости тяжким нервным недугом. С юности мечтал Тимофей об уединении в пустынной келии. Но суждено было другое: спустя три года после пострига, принятого с именем Тихон, в день Святой Пасхи 1761 года совершилась его хиротония, а через два года архимандрит Тихон был определен епископом Воронежским. То были тяжелые для Церкви времена. Отношение к ней, заложенное петровскими реформами, оставалось по-прежнему недоброжелательным. Благодаря благосклонности императрицы Екатерины к идеям Вольтера и энциклопедистов в обществе широко распространилось вольнодумство.
Воронежская епархия, по слову современника, была краем полуязыческим, где царили бесчинство и оскудение. Как отмечает современный исследователь подвига свт.Тихона, схиархимандрит Иоанн (Маслов), эта местность в то время была одной из труднейших для церковного управления, ее население сложилось в основном из случайных поселений беглых людей и раскольников. В подавляющем большинстве духовенство состояло из людей малообразованных или совсем необразованных; а народ хотя и отличался простотой образа жизни, но был мало сведущ в православной вере. Несмотря на многочисленное население епархии, она была едва ли не самой беднейшей.
Прежде всего новый епископ принялся за обучение духовенства. Сегодня трудно это представить, но многие священники не знали богослужения и не имели Евангелия. Святителем было написано несколько наставлений, которые еще перед революцией 1917 года можно было встретить в церквах Воронежской епархии. Желая дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими Таинствах, святитель Тихон написал книгу под названием «Должность священническая о седми Святых Таинствах». Это сочинение, построенное в виде вопросов и ответов, стало как бы малым катехизисом для священников. Кроме того, первым из иерархов в Русской Церкви святитель Тихон запретил подвергать священников телесному наказанию...
Показателен и такой случай. Один священник, находясь под запрещением за безнравственный поступок, просил предоставить ему возможность служить по причине бедности семейства. Святитель, рассмотрев его вину, оказал ему материальную помощь, но к священнослужению не допустил, на прошении же наложил следующую резолюцию: «Пусть учится и познает, что есть священство. А оно есть не хлеб искать только и кормиться, но пасти Христово стадо, а не соблазнять и других в грех приводить».
Не меньшую заботу проявлял епископ о пастве. Однажды, в разгар языческого праздника «Ярило», сопровождавшегося неистовыми плясками, пьянством и бесчинствами, «неожиданно появился на площади Святитель, грозно обличая смердящий праздник, угрожая отлучением от Церкви. Он говорил с такой пророческой силою и пламенной убедительностью, что толпа в один миг разнесла в щепки балаганы и лавчонки, мирно разойдясь по домам». В следующее воскресенье епископ Воронежский произнес в соборе проповедь, во время которой вся церковь громко рыдала. После этого множество народу приходило ко владыке и, стоя на коленях, со слезами каялось.
Большое значение предавал епископ Тихон возвращение в лоно Церкви раскольников, неоднократно вел беседы с отпавшими от Православия, часто эта миссия увенчивалась успехом.
Святитель был миротворцем и милосердцем. Никогда не оскудевала его дающая рука. Он шел к больным, скорбящим, заключенным. Дети ходили за ним гурьбой. В общении с любым, самым падшим человеком епископ Тихон был кроток и смиренен. Если ему казалось, что обидел кого-то, то немедленно просил прощения, земно кланяясь. Всю жизнь терпеливо нес крест поношений и глумлений, говоря: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои». Житие повествует нам, как однажды вспыльчивый помещик, разгоряченный спором, ударил владыку по щеке. Святитель упал ему в ноги со словами: «Простите меня ради Бога, что ввел вас в искушение». С оскорбителем произошла чудесная перемена, он сам кинулся со слезами к ногам пастыря доброго.
Ярким примером силы заступничества святителя является случай отмены по его ходатайству смертного приговора участникам Пугачевского восстания, присланным в Воронеж для казни. Был известен епископ Тихон и как защитник невинно оклеветанных.
Особенное значение придавал подвижник миротворчеству. «Милостыня высока, - говорил святитель, - но миротворение выше и милостыни, ибо милостивии только сами помилованы будут, а миротворцы сынами Божиими нарекутся».
К 1767 году здоровье епископа Тихона сильно ослабело, он был уволен на покой. Поселился в Задонском монастыре. У святителя, никогда не оставлявшего аскетического подвига, появилась возможность больше времени уделять «глубочайшему, безмолвному, богомысленному упражнению». Тогда он был сподоблен «телесными очами видети Христа». В Задонске создавались наиболее значительные творения святителя «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Письма келейные», «Христианские наставления», стяжавшие ему славу «российского Златоуста». Келейник св.Тихона Иван Ефимов повествует нам: «слово его было скоротечно... А когда не столь Дух Святый в нем действовал, отсылал он меня в мою келию, а сам, став на колена, а иногда крестообразно распростерт, маливался со слезами Богу о ниспослании Вседействующего. Призвав же паки меня, начнет говорить так пространно, что я не успевал иногда рукою водить пера».
В творения свт.Тихона особое отражение нашло смирение святого подвижника. «Когда человек, - писал он, - посмотрит внутрь своего сердца и рассмотрит свое внутреннее состояние, то увидит душевную нищету, горшую паче телесной. Ничего бо в себе кроме бедности, окаянства, греха и тьмы, ничего не имеет. Не имеет истинной и живой веры, истинной и сердечной молитвы, истинного и сердечного благодарения, своей правды, любви, чистоты, благости, милосердия, кротости, терпения, покоя, тишины, мира и прочего душевного добра. Так нищ и убог человек!»
«Это были не отвлеченные слова уединенного писателя, составляющего поучения. Вся жизнь святого подвижника была воплощением Христова смирения, милосердной любви к людям и через них к Богу», - отмечал схиархимандрит Иоанн Маслов.
Быстро распространялась слава о подвижнике, много народу стекалось в Задонский монастырь. Каждый получал здесь полезное ко спасению: утешение, наставление, милостыню, исцеление. «В искушениях, - говорил святитель, - Бог показывает нам каковы мы суть сами по себе и к чему склонна природа наша... что сокрыто в сердце нашем».
За три года до кончины ему было явлено время упокоения, после чего свт.Тихон ушел в затвор. Задонский подвижник почил о Господе 13/26 августа 1783 года. Перед последним целованием усопшего было прочитано его духовное завещание: «Слава Богу о всем!..». Спустя восемьдесят лет святитель Тихон был прославлен, его мощи обретены церковью Задонского монастыря для поклонения.
Необходимо отметить, что полное жизнеописание свт.Тихона, составленное в наше время схиархимандритом Иоанном (Масловым) [явившееся его магистерской диссертацией], с помощью архивных документов, свидетельств современников особенно подробно описывающее духовный подвиг святителя на Воронежской кафедре, не может не затронуть даже очерствевшее сердце. Слабое здоровье, нередкие приступы болезни, мучавшей святителя Тихона с юности, никак не сказались на объеме и количестве его забот и попечений по управлению епархией. Хочется вслед за одним из жизнеописателей Воронежского епископа воскликнуть: «Почти непонятно, как у одного человека сил доставало для такой многообразной деятельности, принесшей столько благотворных действий для целого края! Только четыре года и семь месяцев правил святитель Тихон Воронежской епархией - и столько добра и пользы успел он сделать во всех отношениях и для всех».
Поэтому хочется пожелать всем, ищущим спасительного пути, ознакомиться с трудом о.Иоанна (Маслова).
...Ф.М.Достоевский, делясь однажды своими размышлениями с А.Майковым, написал ему в письме: «...Может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература. Это уже не Костанжогло-с и не немец (забыл фамилию) в «Обломове», и не Лопухины, не Рахметовы. Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом». И далее: «...Но не все будут мрачные лица; будут и светлые... В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского».
† † †
С валдайской землей связь святителя Тихона не прерывалась и во время его епископства на Воронежской кафедре. В списке адресатов его помощи всегда находились неимущие односельчане, валдайцы, новгородцы. Благодарные жители Короцко чтили смиренного архиерея, из уст в уста передавались предания о юности, бедности и благочестии Задонского чудотворца. В этих местах о святителе говорили не иначе, как: «Это наш Батюшка, Угодник Божий, наш Святитель!»
Уже вскоре после блаженной кончины святителя Тихона в эти места стали приходить богомольцы, которые служили панихиды на могиле его родных на Короцком кладбище о блаженном упокоении души святителя, а также о упокоении душ его родителей.
Перед прославлением свт.Тихона в 1861 году жители Короцко обозначили могилу отца Тихона столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». По-видимому, рядом с могилой отца находились и могилы его деда, Короцкого причетника Кирилла и жены его Гликерии. В дальнейшем это место погребения родных святителя было обнесено решеткой. В середине была выложена гробница из кирпичей и поставлен обелиск, увенчанный крестом, в центре которого в углублении, закрытом стеклом, помещалась икона свт.Тихона и перед ней лампада. На жестяной доске была сделана надпись:«Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свт. Тихона. Господи, упокой их и сродников их в Своем Царствии».*
В дни памятного юбилея вспомним, как чествовалось прославление святителя на его малой родине150 лет назад, опубликовав в сокращении отрывок из книги о.Иоанна (Маслова).
«Когда был издан указ о причислении святителя к лику святых, то накануне торжественного открытия его св. мощей в Короцко без всякого предупреждения ко всенощному бдению из окрестных районов стало стекаться множество паломников. А в самый день праздника, 13 августа, с раннего утра дороги, ведущие в Короцко, были сплошь заполнены народом, со всех сторон люди спешили на богослужение. Многие вели или несли на руках детей. Трехпрестольный, обширный каменный храм и все пространство вокруг него были заполнены молящимися. Собралось несколько тысяч богомольцев.
Божественную литургию в Короцком храме совершил настоятель Иверского монастыря архимандрит Лаврентий в сослужении с городским и монастырским духовенством. По окончании литургии на середину храма была вынесена икона с изображением святителя Тихона, присланная в этот храм из Задонской обители. При совершении молебна молящиеся присоединяли к запевам слово «наш», вспоминая детские годы, проведенные на этой земле.
Как и в Задонском монастыре, после тропаря крестный ход с хоругвями и иконой святителя, водруженной на носилках, двинулся вокруг храма. Шествие совершалось очень медленно, так как каждый из молящихся по своему усердию стремился хотя бы немного понести носилки с иконой, а также пройти под иконой, под ее осенением и как бы получить благословение самого святителя. Крестный ход шествовал по тем местам, по которым в свое время ходил святитель, мимо того старинного и уже ветхого храма, в котором он на клиросе читал и пел, возле могилы родителя, на которой он не раз слезно молился и горько плакал вместе с матерью, братьями и сестрами, оставленными в сиротстве и бедности. Все это вызывало особые чувства умиления и духовной радости. Особенно трогательно звучали слова заупокойных песнопений и молитв, когда крестный ход остановился около могилы отца святителя и была отслужена лития о блаженном успении родителей и сродников святителя Тихона. По возвращении крестного хода и окончании молебна в храме целый день не прекращались молитвы к угоднику Божию. После Задонска, открытие св. мощей нигде не праздновалось с такой радостью, усердием и благоговением, как в селе Короцко. Несмотря на то, что Короцко и Задонск отдалены друг от друга на значительное расстояние, они навсегда соединены самым тесным образом в духе благочестия и своими отношениями к святителю Тихону».
Спустя два года после прославления святителя Тихона трудами его почитателя и издателя жития, духовного писателя Н.В.Елагина, в 1863 году начато создание монастыря свт.Тихона на его родине. Расположить обитель было решено на берегу живописного Короцкого озера. В 1864 году состоялось Высочайшее повеление об учреждении Короцкой женской общины с формой монашеской жизни, с училищем при ней для девочек-сирот и с лечебницей для сестер, большей частью вдов.
28 февраля 1881 года по Указу Государя Императора Александра II Короцкая женская община была переименована в общежительный женский монастырь во имя Святителя Тихона Задонского, и заложена вторая церковь посреди монастырского сада, которая была освящена во имя великомученицы Варвары и всех святых в 1895 году. Храм имел пять глав с крестами, одну главу на алтарном куполе и был прекрасно расписан изнутри.
В 1892 году на личные средства настоятельницы Тихоновского монастыря игуменьи Домники на месте захоронения предков святителя Тихона была выстроена деревянная часовня, внутри которой находилась гробница, оббитая под серебро. Стены часовни были украшены изображениями, связанными с жизнью свт.Тихона. В том же году, посещая родное село свт.Тихона, настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Череповецкого уезда игуменья Таисия, выразила свои впечатления в поэтических строках:
Там дух святителя витает,
Дух мира, кротости, любви;
Там все о нем напоминает
Средь мирной сельской тишины.
Там досточестно почивает
И прах родителя его,
Где всяк колена преклоняет
И «память вечную» поет.
Короцкий монастырь, славившийся трудолюбием своих сестер и хлебосольством, был закрыт в 1931 году. Часть монахинь ушла до ареста, других увезли... С 1937 года в строениях обители размещается Валдайская психоневрологическая больница.
Одна из уроженок ближайшей к Короцко деревни Полосы, Татьяна Игнатьевна Григорьева (в девичестве Донкина), поделилась с нами воспоминаниями о судьбе двух знакомых ей насельниц разоренной Тихвинской обители.
Таня Донкина родилась в благочестивой крестьянской семье. Когда в советское время храмы закрывались, у ее мамы, Устиньи Григорьевны Донкиной (похороненной на Короцком кладбище, неподалеку от предков свт.Тихона), в доме собирались верующие, молились, читали Священное Писание. У них бывали блаженный Андрей, тихвинские сестры инокиня Анисья и монахиня Михаила (в миру Мария Петрова), после закрытия монастыря жившие в валдайской деревне Середея. Татьяна Игнатьевна вспоминает, что однажды матушка Анисья серьезно заболела, стала совершенно беспомощной и монахиня Михаила ухаживала за ней. Думали уже, что она не выживет. В это время поднялась очередная волна гонений на верующих, и в Середею приехал «черный ворон» за сестрой Михаилой. Она просила: «Оставьте меня, похороню сестру и заберете меня, никуда отсюда не денусь». Но ее все равно забрали (потом удалось узнать, что она была расстреляна в Левашовской пустоши под Петербургом), а вот матушка Анисья потихоньку выздоровела и смогла снова приходить к Донкиным.
«Когда после войны в Валдае открылась церковь Петра и Павла (мы тогда жили уже в Валдае), инокиня Анисья заходили к нам после службы, - продолжает свой рассказ Татьяна Игнатьевна. - Я к тому времени вышла замуж, у нас родилась дочка, мама жила с нами, помогала по хозяйству и не всегда успевала в церковь. Помню, Анисьюшка придет, они пьют чай, и она наставляет маму. Спрашивает ее: «Ну что, Устиньюшка, в церковь-то ходишь?» - «Да какой там... Сегодня пришла, уже «Верую...» поют...» - «Сердишься на своих?» - «Да...». - «Вот что я тебе скажу: пришла в церковь на часик, и хорошо. Молись. А дома ты не для себя делаешь, для семьи, и доченьку с зятем никуда от себя не отпускай. Теперь такое время, что пусть они живут с тобой. И не сердись на них, часик - ладно, полчасика - тоже хорошо». Много мудрых наставлений мы получили от нее».
Инокиня Анисья подарила Донкиным старинную монастырскую Псалтирь на церковнославянском языке. Когда в Валдае к 2000-летию Рождества Христова открылся Троицкий собор (один из приделов которого посвящен свт.Тихону) и поначалу у священнослужителей было мало богослужебных книг, Т.И.Григорьева передала эту реликвию в дар первому настоятелю собора, протоиерею Алексию Судосе.
† † †
Часовня над могилами предков свт.Тихона разрушена в советское время, но место захоронения не было утрачено. Благодаря протоиерею Валентину Слукину, бывшему с 1984 года настоятелем церкви Петра и Павла г.Валдая (тогда единственной в Валдайском районе) на могиле была воздвигнута памятная плита, установлен крест. Об этом священнике, проживающем сейчас по болезни на покое в Великом Новгороде и отметившем недавно, в праздник Владимирской иконы Божией Матери 65-летие, хочется немного рассказать.
Двадцать лет суждено было о.Валентину настоятельствовать в Петропавловской церкви, являясь единственным валдайским батюшкой. Тем, кто знал его, он запомнился кротким, добросердечным, внимательным и, одновременно, твердым, истовым в вере. Добрые дела священника памятны многим в Валдае. И больным дома для инвалидов и психиатрической больницы, и воспитанникам школы-интерната, приюта, детдома и, конечно, всем верующим и прихожанам. С его именем связано возрождение открытого двадцать лет назад Иверского Святоозерного мужского монастыря, восстановление Троицкого собора г.Валдая.
В 2004 году, когда исполнилось 270 лет со дня рождения свт.Тихона, по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва на Короцком кладбище над могилой предков свт.Тихона была возведена часовня, где восстановлена надпись«На сем месте погребены родители Тихона епископа Задонского Савва и Домника».
В дни памяти святителя монахами Иверского монастыря здесь служатся молебны и панихиды. (Примечательно, что во время пребывания святителя Тихона на покое в Задонском монастыре, обсуждался вопрос его настоятельства в Иверском монастыре на его малой родине). Добрая душа оставила в часовне жизнеописание святителя с акафистом и каждый пришедший может помолиться здесь угоднику Божию.
Увы, Покровская церковь на кладбище (построенная в 1825 году), «светоч Короцка села», по слову игуменьи Таисии, где так торжественно отмечалось прославление во святых великого земляка, по-прежнему разрушена. По мере сил воспитанники церковно-приходской школы Троицкого собора Валдая с родителями проводят расчистку бывшего храма. Никольский храм, в котором крестился будущий святитель, не сохранился, но энтузиасты определили его местоположение и поставили указатель.
На территории Валдайской психоневрологической больницы в Короцко сохранилось здание монастырского храма великомученицы Варвары и всех святых, в котором удалось расчистить несколько настенных фресок. Несколько раз здесь совершалось богослужение. Заслуживает внимания и тот факт, что один из врачей больницы, Ю.Н.Поведский (проживающий сейчас в Новгороде) занялся краеведением, изучением истории Валдайского уезда, особенно тщательно исследовав архивные материалы, касающиеся Короцкого монастыря. Результатом работы явился его труд «Валдайское приселье».
...Очевидно, что подвиг жизни свт.Тихона благотворно воздействует на человеческие души, что отчасти подтверждают и несколько наших примеров. Но все они тем или иным образом касались малой родины святого, его родных. Теперь хочется сказать об ином.
...В воспоминаниях об убиенном оптинском иеромонахе Василии (Рослякове) есть следующее свидетельство Петра А. «Меня занимала моя родословная, поскольку я обнаружил, что у мамы в роду были иконописцы, дворяне, купцы. Однажды я сказал отцу Василию, что думаю о своей родословной, а он мне ответил: «Не думай об этом, Петр, - у нас совсем другая родословная». И стал говорить о том, что святые - это наши родные, и в Царстве Небесном нам откроется, кто наш истинный друг и родня». Не нам судить, наверное, Петру для чего-то нужно было услышать эти слова, но решусь сказать, что как общее правило это рассуждение о.Василия вряд ли годиться для мирянина, которому все же негоже быть Иваном, родства не помнящим. (Не место сейчас отвлекаться на перечисление бед, постигших Россию от этого беспамятства). Но вторая мысль о.Василия представляется плодотворной. «Святые - это наши родные»... Наверное, действительно, для подвижника, по-настоящему отрекшегося от мира, действуют иные законы.
И мне кажется очевидной одна такая духовная связь, касающаяся нашей главной темы.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, принявший постриг с именем любимого святого, святителя Тихона Задонского, на мой взгляд, унаследовал от своего небесного покровителя кротость, смиренность в личной жизни и твердость в отстаивании истины и обличении греха, о чем свидетельствует его житие. Но качества эти, конечно, передались не автоматически каким-то сверхъестественным образом, а были воспитаны духовным преображением личности с Божией помощью и собственным твердым волевым устремлением. Человек стремился подражать святому и стал святым.
И есть на земле место, где единение тезоименитых святых явлено воочию. Но чтобы в этом убедиться, нам придется из средней полосы России перенестись за океан...
В лесах Пенсильвании (очень похожих на наши, русские) сто пять лет назад епископом Православной Северо-Американской Миссии, будущим Патриархом, был основан первый в Северной Америке православный монастырь. Обитель решено было посвятить небесному покровителю архипастыря - свт.Тихону Задонскому. Теперь, после прославления Патриарха Тихона, Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании (юрисдикция Американской Православной Церкви) имеет двух небесных покровителей, что запечатлено на иконе, созданной к столетию обители.
Интересно, что об этом монастыре довелось узнать от сестры во Христе, некогда исцеленной по молитве к свт.Тихону Задонскому, а спустя годы волею судеб поселившейся неподалеку от Свято-Тихоновского монастыря... Известны и другие случаи помощи чудотворца Задонского, но не обо всем необходимо рассказывать. Остается лишь добавить, что сей скромный труд предпринят ради того, чтобы напомнить об этом дивном угоднике Божием, чье христолюбивое сердце так же скоро на помощь взыскующему как и сто, и двести лет назад. Мы имеем бесценное сокровище, о чем нередко забываем.
Задонский чудотворец обращается к нам из вечности:
«Возлюбленный христианине! брат твой и ближний твой, едино с тобою создание Божие... идет в ров погибели, как слепый, когда беззаконует... Закричи убо в след его, возлюбленне: «Брате! не туды идешь: тамо ров пред тобою ископан, в который имеешь впасти и никогда оттуду не изыти». Удержи возлюбленне, удержи его пока еще не впал».
«Вси хотят со Христом прославленным и превознесенным быть; но Христу последовать и со Христом крест носить, и поругание, уничтожение, посмеяние и скорбь терпеть мало кто хощет».
Литература:
Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М., 1994
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 2006
Морев Л. А. Житие святителя Тихона Задонского. Задонск, 2005
Поведский Ю.Н., Валдайское приселье. Тверь, 1997
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1974. Т. 29, кн.1, 117-118)
Монахи - возлюбленные дети Господни. Книга воспоминаний о иеромонахе Василии (Рослякове) и иеромонахе Рафаиле (Огородникове). Саратов, 2007
Столетие Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании. Питтсбург, 2006 (на англ.яз.)
* - Строго говоря, допущена ошибка, отца святителя звали Савелий, этот вопрос подробно исследован в труде о.Иоанна (Маслова)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Статьи по теме
- На родине святителя Тихона.
- Соль земли. (Очерк — размышление).
- Короцкий женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского
- Прославление и открытие мощей, факты свидетельствующие о благодатной силе святого Тихона Задонского.
- 225-летия со дня преставления святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца.
Последние комментарии
7 лет 12 недель назад
8 лет 9 недель назад
10 лет 7 недель назад
10 лет 7 недель назад
10 лет 47 недель назад
13 лет 8 недель назад
13 лет 9 недель назад
13 лет 24 недели назад
13 лет 24 недели назад
13 лет 30 недель назад