Короцкий казак из Китая.
Валдайская деревня Короцко расположилась недалеко от райцентра. Чтобы съездить в нее одним днем из Великого Новгорода, нужно отправляться с утра пораньше. Кстати, необходимо сделать маленькое уточнение. Есть село Короцко, а совсем рядом, на расстоянии нескольких сот метров, деревня с таким же названием, или Короцко-2, как говорят местные жители, хотя их прошлое и настоящее очень тесно переплелись.
ДУХОВНЫЕ КОРНИ
История поселения неразрывно связана с некогда знаменитым Тихоновским женским монастырем. Православная обитель была построена во второй половине XIX века, после канонизации в 1861 году Тихона Задонского. Со всей России везли сюда реликвии: из Задонска были доставлены вещи, принадлежавшие самому святителю. Но пришла новая власть, и в 20-е годы прошлого столетия монастырь закрыли. Потом здесь разместились различные учреждения и конторы, а перед самой войной обскуранты-реформаторы не придумали ничего лучше, как устроить в этом святом месте психбольницу, которая существует и по сей день.
В этом году исполнилось сто лет со дня смерти знаменитого короцкого священника Иоанна Зимнева. Это был разносторонний человек: собирал фольклор и традиции, занимался церковно-приходской школой, обустраивал храмы, в библиотеках сохранились его изданные труды. Его сын Михаил Зимнев, тоже священник, перед войной был репрессирован, а правнук Олег сейчас послушник в валдайском Иверском монастыре.
На деревенском кладбище недавно восстановлена часовня. Мемориальная доска, установленная внутри, гласит: "На сем месте погребены родители Тихона епископа Задонского Савва и Домника". Рядом с часовней - разрушенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Вспоминает коренная жительница деревни Нина Алексеевна Купцина: "Перед войной храм был разорен. Приехали на нескольких подводах лихие активисты-атеисты, беззастенчиво погрузили на телеги все самое ценное, да и укатили, а ночью приехал "черный ворон", и увезли отца Михаила. Дальнейшая судьба его неизвестна, хотя догадаться о ней нетрудно".
В 41-м фронт подступил совсем близко к деревне, немцы стояли в каких-то 30 километрах, но застряли в болотах. Жители копали противотанковые рвы и устанавливали надолбы - эти оборонительные сооружения кое-где до сих пор еще сохранились. Бомбили страшно. Пришлось эвакуироваться. Однажды подогнали в деревню машины, дали на сборы 12 часов, и - в путь. Всю войну прожили в Кемеровской области, только в победном 45-м вернулись на родные пепелища.
СЮЖЕТ ДЛЯ СЕРИАЛА
Отправляясь в Короцко, я и представить не мог, что судьба подарит мне незабываемую встречу с удивительным человеком. О жизни деревенского старосты Бориса Гавриловича Тимофеева можно снимать остросюжетный телесериал. Его отец - семиреченский казак, Гаврила Тимофеев, спасаясь от жестокого голода, в поисках лучшей доли перебрался со своим семейством в Китай. Было это в апреле 1933 года, а в сентябре у них родился мальчик, которого счастливые родители нарекли Борисом. Надо сказать, что в то время много русских из-за сильного голода до лучших времен, как они полагали, уезжали в Китай. Там они старались держаться друг друга.
- Время было неспокойное,- рассказывает Борис Гаврилович. - На дорогах банды грабили обозы. В сороковых годах 160 русских дворов объединились и жили вместе. Зарабатывали деньги так: в некоторых местах нефть выходила из земли на поверхность и, смешиваясь с песком, застывала. Зимой накопают эту массу и везут на заводик. Когда началась гражданская война между Чан Кай-ши и Мао Цзэ-дуном, вся деревня восстала против чанкайшистов. А силенок-то - с дробовиками все. Когда войска пришли в деревню, вояки-то наши убежали в лес, а нас 18 семей забрали, погрузили на повозки и увезли. Было мне тогда двенадцать лет, и вот год и четыре месяца был я в заложниках. Они-то думали, что если нас, значит, возьмут, то отцы сдадутся, ну а те не сдались. Сначала у военных были, потом передали местной власти под присмотр полицейских.
Дома там, в Китае, строили интересно - квадратом. Внутри двор. Не убежишь. Во дворе-то жили вольно. Кормили прилично и насилий никаких не было. Сколько там пробыл - только раз дали некачественную муку. Есть там растеньице такое - бруниц называется. Если оно попадает в зерно, то от пшеницы не отличишь. И вот однажды нам с этим брунцом привезли муки, так ребенок один чуть с ума не сошел. Ну, начальству сказали, нам эту муку заменили. В 1945-м заключили перемирие, а мы еще месяца два просидели.
Потом начали китайцы колхозы организовывать, но делали это намного умнее, чем у нас. Не сгоняли и не раскулачивали. Под видом, что якобы для регистрации, собрали все оружие у населения, потом богачей всех, не середняков, а тех, кто агрессивно настроен, изолировали. Через полгода всех отпустили и вернули собственность, только рабочий скот раздали беднякам.
После своей победы Мао Цзэ-дун разрешил русским иметь советское подданство, и кто его имел, могли выехать в СССР. В 1950 году получили и мы советские паспорта и через пять лет уехали в Казахстан на целину. Только меня почти сразу призвали в армию, отправили служить в Бологое. Жена, Александра Федоровна, жила недалеко, в Лычкове, а познакомились мы все-таки на целине, куда я после демобилизации вернулся. Поженились в 1959 году, вместе работали в совхозе. В 61-м переехали на Новгородчину, а в этой деревне живем с 1974 года, уже 30 лет. Сын с дочкой да внучата не забывают, часто приезжают в гости.
С тех пор, как ввели в стране институт сельских старост, доверили земляки Борису Гавриловичу эту хлопотную должность, и несет он свою нелегкую общественную ношу. Проблем в деревне всегда хватает, и, что бы ни случилось, идут односельчане к своему старосте, потому что знают - он всегда поможет.
Николай БАРАНОВСКИЙ.
по материалам "Новгородские ведомости" №64 (2514)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Комментарии
Интересная жизнь у человека
Интересная жизнь у человека была, действительно хотелось бы фильм посмотреть по мотивам жизни
Интересная и трудная !!! А
Интересная и трудная !!! А сам Борис Гаврилович был прекрасной души человек, и очень жаль , что его с нами уже нет.Светлая ему память!!!